Как определить готовность ребёнка к школе
В возрасте 5-7 лет родители начинают интересоваться вопросом готовности своего чада к школе, какие критерии определения готовности существуют, нужна ли при этом помощь специалиста, сколько лет должно исполниться будущему первокласснику.
Разные страны смотрят на этот вопрос по-своему, в некоторых странах дети становятся учениками уже в 4 года, но в основном это возраст от 6 до 8 лет. В России возраст первоклассника 6,5 — 7,5 лет. Программа обучения первоклассников строится в зависимости от возрастных особенностей ребёнка. Многие учебные заведения создают свои критерии оценивания готовности будущего первоклассника ориентируясь на рекомендации врачей, психологов, педагогов.
Если вашему ребёнку исполнилось 6 лет вы можете провести диагностику, обратите внимание на эмоциональное состояние своего малыша, на его настрой, желание учиться. Диагностику вы можете провести дома или непосредственно там, где планируете учиться.
Личностная готовность ребенка к школе: рекомендации родителям
Для определения готовности ребёнка к школе во многих учебных заведениях будущего первоклассника диагностируют по нескольким критериям:
- Уровень физического развития, способен ли будущий ученик вынести всю возложенную на него систематическую нагрузку, определение группы здоровья.
- Психическая готовность: уровень интеллекта, сообразительность, внимательность, усидчивость, терпеливость, настойчивость, соответствие всех вышеперечисленных критериев возрасту, эмоционально – волевая сфера.
- Социальная готовность: развитие личности в целом, умение общаться с окружающими (родителями, сверстниками), находить друзей, общение с игрушками, отношение к вещам.
- Дидактическую готовность: умения читать, считать (является необязательным), находить закономерность, выявлять причинно-следственные связь, выражать и отстаивать своё мнение, развитие моторики, речи.
Когда результаты получены определяется уровень готовности (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с результатами можно подобрать программу обучения первоклассника.
Результаты тестирования могут быть разнообразными, самое главное, отнестись к ним спокойно. Имея низкие результаты не расстраивайтесь, тесты не могут на 100% определить интеллектуальный уровень вашего ребёнка, займитесь развивающими играми, постарайтесь поднять уровень малыша. Через время пройдите тестирование ещё раз, если результаты не изменились обратитесь за помощью к психологу. Дети с высокими результатами также требуют вашего внимания, вы можете радоваться, но вместе с этим подумать, как не загубить возможную одарённость ребёнка, развивать её дальше.
Что должен знать ребёнок когда идет в первый класс
Существует много разнообразных методик тестирования детей, большинство из них включают следующие вопросы.
- Семья. Назвать свою фамилию, имя, отчество, количество полных лет, домашний адрес, телефон. Знать имя, фамилию, отчество родителей, близких родственников, указывать место работы, телефон мамы и папы. Назвать действия, которые ребёнок должен выполнять, если потерялся, остался один дома.
- Как позаботится о себе. Уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, чистить зубы, умываться, складывать одежду. Ежедневно делать утреннюю гимнастику. Уметь рассказать о полезных продуктах питания. Знать, что вредно для организма, уметь вымыть для себя фрукты, убрать грязную посуду. Знать о пользе чистого воздуха, чистоте помещения где проживает.
- Воспитанность, нравственные чувства, трудолюбие, то есть умение прийти на помощь, сочувствовать, желание выполнять различные виды работы, свои посильные обязанности.
- С помощью рисунка выразить своё отношение к окружающему миру, своё положение в нем (рисунок расшифровывается в соответствии с изображённым на нём).
Необходимые практические умения
- Общие: знание об окружающем мире, умение различать времена года, выбрать одежду в соответствии с погодой, знать правила поведения, элементарные правила дорожного движения.
- Математика: считать до 20 и обратно, знать знаки «+», «-», решать элементарные задачи на одно действие, складывать, вычитать примеры в пределах 10 (20), ориентироваться в сетке тетради, оперировать понятиями вверх, вниз, вправо, влево; пользоваться часами.
- Устная грамотность: рассказывать стихотворения, считалки, загадки, потешки, знать алфавит; уметь выполнять звукобуквенный анализ маленьких слов; различать гласные, согласные, твёрдые, мягкие звуки; перепечатывать (списывать печатными буквами) с печатного текста; пересказывать только что прочитанный текст; умение менять интонацию в речи, говорить громко, тихо; уметь разговаривать с собеседником, при этом смотря на него, вести диалог; объяснять смысл пословиц, поговорок своими словами.
- Графические навыки: правильно держать ручку, карандаш; выполнять простейшие графические действия.
- Мышление, воображение: классифицировать предметы по отдельным признакам; делать простейшие выводы.
- Мотивация: выполнение указаний мамы с первого раза; умение управлять собственным поведением (желание играть, заниматься, выполнять поручения); навыки общения с коллективом (здороваться, прощаться, знакомиться, просить, о чем-либо, благодарить); умение самостоятельно организовать свою работу; наличие волевых качеств; уровень общей эмоциональности, умение управлять эмоциями.
Развивайте устную речь, мелкую моторику, усидчивость, желание получать новые знания. Ребёнок должен знать:
«Школа – это нужно!»
«Школа – это трудно!»
«Школа – это интересно!»